к списку публикаций
author Александра Гулордава 27 декабря 2015, 11:30 10 мин. чтения

Гранатовая любовь черно-белого Турина

MatchDay рассказывает о второй по титулам, но точно не по симпатиям болельщиков команде северной столицы Италии, в которой в нынешнем сезоне появился первый в истории украинский игрок — Василий Прийма.

Почему-то при воспоминании о Турине — одном из крупнейших городов на севере Италии, в контексте футбола, на ум сразу приходит легендарный и величественный «Ювентус», в разное время выигравший, пожалуй, все, что только можно. В тени лучей славы действующего чемпиона Серии А и одного из самых титулованных клубов не только Италии, но и всего мира за всю историю футбола, остается другой клуб, также имеющий не менее победные традиции и богатейшую историю — «Торино». Хотя история эта, надо признать, насквозь пропитана трагическими событиями...

«Grande Torino»

Из современного поколения футбольных болельщиков уже мало кто знает, и уж тем более помнит, период яркого расцвета «гранатовых» под названием «Grande Torino», пришедшийся на 40-е годы ХХ века и фатального краха, который внезапно оборвал череду невероятных успехов «непобедимого» итальянского суперклуба — авиакатастрофу 1949 года, унесшую жизни всей футбольной команды в полном составе (по счастливой случайности в Турине остался только Лауро Тома, не полетевший в Лиссабон на товарищеский матч с «Бенфикой» из-за травмы), включая тренеров, работников клуба и трех журналистов.

Жуткая трагедия, в результате которой погиб тридцать один человек, положила конец легендарному периоду «Grande Torino», подарившему болельщикам «быков» пять скудетто, Кубок Италии и множество рекордов в Серии А, и повергла в траур всю страну. 6 мая 1949 года на похоронах, собравших около миллиона людей, Турин навсегда прощался со своими героями, а вся футбольная Италия мысленно провожала в последний путь игроков сборной страны, среди которых был и горячо любимый болельщиками капитан «Скуадры Адзурры» Валентино Маццола.

Выдержав национальный трехдневный траур, федерация футбола Италии приняла решение досрочно провозгласить «Торо» чемпионом Серии А, но даже в такой сложнейшей ситуации «быки» все-таки доиграли чемпионат — в оставшихся до окончания первенства четырех турах туринская команда, выступавшая фактически дублирующим составом, одержала четыре победы и с достоинством приняла очередное скудетто, посвятив его своим погибшим товарищам, навсегда прославившим «гранатовую» часть города.

Несмотря на то что тогдашний президент «скуадры гранаты» Феруччо Ново отчаянно пытался восстановить былую мощь клуба, приглашая в команду опытных и мастеровитых игроков, а преданные тифози объединились в первую в Италии официальную группу фанатов, спасти команду от крутого пике и дальнейшего понижения в классе так и не удалось. В последующие 14 лет «Торо» впервые в своей истории вылетел из элитного дивизиона, отыграв несколько сезонов в Серии B, пережил четыре смены президента и руководства клуба и, естественно, не выиграл ни одного титула, надолго уйдя в тень своего набиравшего обороты на мировой арене «звездного» соседа — «Юве».

Злой рок «гранатовой бабочки»

Надежда на «выздоровление» у туринских болельщиков постепенно начала появляться с приходом на пост президента Орфео Пьянелли в 1963-м — уже в следующем сезоне под его чутким руководством «Торо» впервые после трагедии завершил сезон в тройке лидеров Серии А и дошел до полуфинала Кубка обладателей кубков, а на горизонте наконец появилась новая звездочка — Джиджи Мерони, на которого Пьянелли раскошелился на безумные по тем временам деньги. «Дженоа» выручил за трансфер своего лидера целых 275 миллионов лир и даже восстания возмущенных болельщиков «россоблу» на центральной площади Генуи не изменили решения руководства — с тех пор Мерони, или как его прозвали в Турине, «гранатовая бабочка» продолжал радовал своей магией на поле уже местных тифози, которые в свою очередь были без ума от своего седьмого номера.

Пока сам Мерони забивал голы-шедевры, порой откровенно издеваясь над защитниками соперников, и раздавал интервью, в которых не скрывал своего удовольствия от того, что выбрал «правильную» команду в Турине, интерес к новому кумиру «торинези» в Италии достиг своего апогея. Что самое удивительное, главным претендентом, страстно желавшим видеть Мерони в рядах своей команды, был... президент «Ювентуса» Джанни Аньелли. В своей книге «Мой „Торино“» Пьянелли признался, что Аньелли настолько сильно хотел этого игрока, что готов был заплатить за переход Мерони в общей сложности 750 (!) миллионов лир, хотя в итоге сделке состояться было так и не суждено.

В октябре 1967-го воспрявших духом болельщиков «Торо» потрясла очередная трагедия — после победного поединка с «Самп» 24-летний Мерони, направлявшийся отдохнуть в бар вместе с товарищем по команде Фабрицио Полетти, был насмерть сбит двумя машинами. По злосчастной иронии судьбы за рулем первого автомобиля — спортивного «Fiat» оказался не только страстный поклонник «Торино» и лично самого Мерони, но и будущий президент «гранатовых» Аттилио Ромеро, который в период с 2000 по 2005 год довел клуб до банкротства и полного расформирования...

Спустя неделю, уже попрощавшись со своим лидером, и на время отбросив боль утраты и отчаяние, «Торо» собрал всю волю в кулак и камня на камне не оставил от «Юве» в Дерби делла Моле, отправив в ворота «Синьоры» четыре безответных мяча и добыв свою самую крупную победу над принципиальным соперником за всю историю туринских дерби. Накануне самого матча, который проходил в полной тишине, с вертолета прямо на футбольное поле были сброшены сотни букетов цветов, которые были заботливо уложены вдоль правой «бровки», на которой преимущественно выступал Мерони.

В том же сезоне «гранатовые» уже без своего легендарного игрока подняли над головой очередной Кубок Италии, а через три года повторили это достижение вновь, хотя в Серии А у «быков» в тот период откровенно не ладилось. Пока черно-белая часть Турина ликовала, а «Синьора» добывала одно скудетто за другим, «гранатовым» не удавалась подняться выше пятого места, пока в 1975 не произошла очередная смена тренера. Под руководством экс-футболиста «Милана» Луиджи Радиче в 1976-м «Торо» финишировал с двухочковым отрывом от «Юве» и добыл наконец свое седьмое по счету и пока последнее чемпионство.

Осенью того же года после большой и долгожданной радости Турин в который раз погрузился в траур: команда снова хоронила одного из своих лучших игроков — многолетнего капитана «гранатовых» Джорджио Феррини, который на момент смерти от аневризмы работал ассистентом главного тренера «быков». Несмотря на очередное горе, которое сильно подкосило команду с психологической точки зрения, «Торо» продолжал навязывать серьезную конкуренцию «Синьоре» в борьбе за скудетто, но в следующем сезоне вынужден был довольствоваться всего лишь «серебром», отстав от злейшего соперника всего на один пункт.

«Умереть», чтобы возродиться

Постепенно в «гранатовой» части Турина в очередной раз наступил «закат»: бесчисленные смены президентов, понижение в классе, финансовые проблемы и в конечном итоге банкротство и смена названия с «Torino Calcio» на «Torino Football Club» в 2005-м заставили «быков» на десятки лет сойти с европейской арены, а болельщиков — позабыть славные времена борьбы с «Ювентусом» в одной весовой категории. Последние успехи «Торо» остались в далеком 1992-м, когда «гранатовые дошли до финала Кубка УЕФА, уступив «Аяксу», а в следующем сезоне выиграли свой пока последний трофей в виде Кубка Италии.

Впрочем, на то, чтобы унывать у болельщиков «быков», коих у туринской команды в самом городе великое множество, нет ни времени, ни желания. Да и зачем горевать, если «Торо» пишет свою новейшую историю прямо сейчас? С приходом на пост алленаторе «специалиста» по молодым талантам Джампьеро Вентуры в 2011 и опытного спортивного директора Джанлуки Петраки, «гранатовые» с первого же сезона вернулись в Серию А, а в прошлом году даже финишировали на 7-м месте и квалифицировались в Лигу Европы. При этом с легкой руки Вентуры — очередного итальянского тренера-интеллектуала, который сам никогда не играл в футбол на профессиональном уровне, «Торо» превратился в этакий «футбольный инкубатор» молодых талантов.

Судите сами: в теплом и уютном «питомнике» Вентуры до уровня национальной сборной доросли такие игроки, как Маттео Дармиан, Алессио Черчи и Чиро Иммобиле. При этом первый благополучно отправился этим летом в «Манчестер Юнайтед», который не поскупился отдать за суперталантливого правого защитника двадцать миллионов евро. Второй менее успешно съездил в Испанию и так и не найдя общего языка с наставником мадридского «Атлетико» Диего Симеоне, вернулся на Апеннины, правда на этот раз в «Милан».

Ну а третий «воспитанник» Вентуры — Иммобиле под руководством опытного алленаторе провел свой самый результативный сезон в карьере, оформив 22 гола в 33 матчах, и в статусе лучшего бомбардира Серии А в 2014 был сначала выкуплен дортмундской «Боруссией» за 19 миллионов евро, а спустя год, наравне с украинцем Евгением Коноплянкой, стал новобранцем действующего чемпиона Лиги Европы — «Севильи».

Стоит ли говорить, что при Вентуре, который, к слову, является ярым поклонником популярной в Италии тактики с тремя центральными защитниками, прошлый сезон с возвращением в еврокубки оказался для «Торо» самым лучшим за последние 22 года? Более того, нынешний алленаторе «быков» вернул верным болельщикам долгожданный вкус победы в туринском дерби: в апреле 2015 «гранатовые» благодаря точным ударам Дармиана и Квальяреллы повергли своего «врага» впервые за 20 лет!

После всех неудач и болезненных падений, «Торино» не только сменил свое официальное название 10 лет назад — он пережил второе рождение. Возможно, на то, чтобы завоевать прежние титулы и вновь встать в один ряд с грандами итальянского футбола, «гранатовым» с учетом отсутствия достаточных финансовых ресурсов понадобятся долгие годы, но то, что «Торо» выбрал оптимальный путь для своего развития — неоспоримый факт.

Академия «Торино» славится на всю Италию (лучшее свидетельство тому — «дубль» «быков» в прошлом сезоне стал чемпионом страны среди молодежных команд), а Вентура продолжает грамотно подготавливать для сборной талантливую молодежь. На очереди — вдохновленные примерами Дармиана и Иммобиле Белотти, Бенасси, Базелли и Дзаппакоста.

...В официальном гимне «Торино» под названием «Ancora Toro» (в переводе с итальянского — «Снова „Торо“») есть замечательные строчки, которые очень точно характеризуют нынешнее положение «быков»: «Granata è una seconda pelle. Portarla è come un viaggio tra le stelle. Io so cos'è la storia e la leggenda. Giociamo noi, lа fiamma non si è spenta» («Граната — это вторая кожа, носить ее — это словно путешествовать среди звезд. Я знаю, что такое история и легенда. Сыграем, огонь еще не погас»). Истинные болельщики «Торо» хорошо помнят успехи своей команды и очень надеются, что из маленького огонька, который всегда продолжал гореть несмотря на сильные ветры судьбы, может снова разгореться яркое пламя...

Комментариев: 2

Для добавления комментариев требуется регистрация.
img

Спасибо!

img

Дякую! Чудова стаття. Єдине, Дарміан — не перший італієць МЮ. Точно пам’ятаю Македу.